При поддержке:
3 июля 2023г
Баланс функций. Ритейл в историческом центре
Участники
  • Тимур Баймуллин
    Руководитель направления по взаимодействию с региональными органами власти, Х5 Group
  • Алексей Елаев
    Заместитель генерального директора «Спар Калининград»
  • Жанна Белицкая
    Главный художник г. Казани, Заместитель начальника Управления архитектуры и градостроительства Казани - начальник отдела городского дизайна
  • Ренар Биккулов
    Менеджер по развитию франчайзинговой сети «Фасоль»
  • Альберт Ибатуллин
    Руководитель отдела развития сети ПВЗ KazanExpress
  • Владимир Сунцов
    Руководитель Центра развития электронной торговли Кировской области
  • Григорий Лутенко
    Заместитель директора по развитию ТС «Галамарт»
  • Наталья Марова
    Руководитель проекта Retail.ru
    Модератор
  • Мария Яшенкова
    Генеральный директор Bright Consulting
    Модератор
Горячее обсуждение темы «Баланс функций: ритейл в историческом центре» состоялось в рамках дискуссионной панели форума «РЕБУС-2023».
Модераторами сессии стали руководитель проекта Retail.ru Наталья Марова и генеральный директор и основатель «Bright Consulting» Мария Яшенкова.
Участники дискуссии обсудили, каким может и должен быть ритейл в исторической части города. Спикеры поделились проблемами работы в этой зоне городов, а также предложили ряд решений, суть которых – в реализации ряда межмуниципальных инициатив, нормирующих работу в центрах и использующих лучшие решения.
Тимур Баймуллин, руководитель направления по взаимодействию с региональными органами власти Х5 Group
Руководитель направления по взаимодействию с региональными органами власти Х5 Group Тимур Баймуллин отметил, что для его компании при принятии решения об открытии магазина важно наличие проживающих рядом жителей, которые формируют покупательский трафик. Поэтому магазины сети сложно найти в историческом центре. Но это не значит, что они там не открываются вовсе.

«Под магазины мы обычно выбираем места массовой застройки, чтобы выстроить эффективную бизнес-модель, которая поможет нам оправдать вложенные усилия. А в историческом центре это сделать сложнее. Очень сложно выбрать подходящее помещение, которое будет отвечать нашим задачам. И разместить магазин в старом жилом фонде сложно, поскольку в историческом центре речь в любом случае идет про аренду. А это значит, что мы не сможем перепланировать площадь, зонировать так, как нужно нам. Да и делать ремонт, подъезды для зоны разгрузки – это всегда определенные риски, потому что нам могут в любой момент отказать, что-то не согласовать», - признал Баймуллин.

Кроме того, по правилам благоустройства запрещено размещать дебаркадер на центральной улице – это необходимо делать «на заднем дворе». «Опять же, это сложнее сделать в историческом центре, учитывая, что у нас товары развозят 15-тонники», - отметил спикер. Кроме того, размещение магазина в центральной части города влечет высокую арендую плату, учитывая необходимость в больших площадях.

«Наши магазины имеют узнаваемую айдентику. В администрации города трепетно относятся к внешнему виду зданий, и нас могут попросить изменить наши цветовые решения или дизайн. На это мы не всегда готовы, поскольку для нас важное значение имеет реклама, чтобы привлечь людей в проходящем потоке», - пояснил Баймуллин.

Таким образом, по мнению спикера, развитие ритейла в историческом центре возможно только при соблюдении двух условий: целесообразности с точки зрения бизнес-модели (с учетом вложений, арендной платы и др.) и наличия подходящей локации, с возможностью ремонта внутри здания, монтажа дебаркадера и зоны разгрузки.
Заместитель генерального директора «Спар Калининград» Алексей Елаев отметил, что его город имеет свою специфику, связанную с особенностями вхождения в состав России.
Заместитель генерального директора «Спар Калининград» Алексей Елаев отметил, что его город имеет свою специфику, связанную с особенностями вхождения в состав России. «У нас нет как такового исторического центра, у нас буквально 2-3 дома в центре сохранились. То, что было историческим центром, не передано немецкими захватчиками в 1945 году. И после 1991 года у нас началось бессистемное признание памятниками всех зданий, которые построены не позднее, чем за 15 лет до начала войны. С этим была связана «чистка» сооружении, которые все привыкли воспринимать уже как-то иначе – как пустырь или как склад, без согласования с владельцами этих объектов. Что вызывало разногласия между местными жителями и предпринимателями». На все это накладывались запреты, связанные с зонами природоохранного характера. Поэтому торговые объекты в Калининграде порой не могут быть открыты по чисто нормативным причинам.

Елаев перечислил, что в городе есть немецкая, сталинская, хрущевская и новая русская торговая архитектура, что накладывает свой отпечаток на возведение объектов ритейла. «SPAR работает в нескольких исторических центрах разных городов, чтобы обеспечить туристов и простых горожан. В частности, в Зальцбурге, в доме, где родился Моцарт. Но вот в Калининграде мы строили здание под магазин «Спар Гурмэ». И поскольку наш объект располагается рядом со зданием «гостиницы Москва» (1920 года постройки), нам пришлось везти из Германии тот же самый клинкерный кирпич. Мы должны были сохранить единую стилистику фасадов», - рассказал он.

Кроме того, по мнению спикера, важно понимать: исторические здания могут не подходить под функционал, который необходим под размещение ритейла.
Менеджер по развитию франчайзинговой сети «Фасоль» Ренар Биккулов рассказал, что франшиза успешно развивается.
Менеджер по развитию франчайзинговой сети «Фасоль» Ренар Биккулов рассказал, что франшиза успешно развивается. По России у «Фасоли» 1600 точек, 22 из них расположены в Казани. Причем, четыре из казанских магазинов расположены в историческом центре. Спикер рассказал, что при открытии магазина на ул.Баумана ритейлер столкнулся с рядом требований и ограничений, касающихся размера вывески, внешних, имиджевых элементов. «Мы разработали свои правила маркетинга, которые позволяют нам, не нарушая правила благоустройства, не потерять эффективность магазина. Мы оставили открытыми окна магазина, не закрывая их никаким имиджевым материалом, сделали в них красивую подсветку. Конечно, мы проработали также и ассортимент магазина», - поделился он опытом.

По мнению Биккулова, к размещению магазина в историческом центре нужно подойти с определенной долей гибкости и креативности, чтобы отработать все инструменты продвижения и мерчандайзинга, и получить необходимый бизнес-эффект. В итоге кейс на Баумана, о котором рассказал спикер, показал хороший бизнес-эффект.

Руководитель отдела развития сети ПВЗ KazanExpress Альберт Ибатуллин.
Руководитель отдела развития сети ПВЗ KazanExpress Альберт Ибатуллин, представляющий один из самых динамически развивающихся маркетплейсов в России, сообщил, что точки выдачи заказов представлены, в том числе, и в исторических частях города. В Казани один из первых пунктов выдачи был открыт на ул.Петербургской – очень рядом с историческим центром. И он очень быстро стал востребованным. «Каких-то особых подходов к открытию магазинов в такой зоне мы не используем. Но, конечно, нужно учесть внешний маркетинг, чтобы не получить штрафы за нарушение требований муниципалитета города», - дал он совет.

По словам Ибатуллина, при поиске помещений под пункты выдачи возникают сложности в связи с рядом требований по площади, конфигурации и арендной ставке. «Но есть и другая сторона – безумный трафик. И это способ заявить о себе тем, кому, возможно, иными инструментами ты бы заявить не смог», - считает он.
Руководитель Центра развития электронной торговли Кировской области Владимир Сунцов.
Руководитель Центра развития электронной торговли Кировской области Владимир Сунцов признал, что представителям электронной торговли значительно легче открыться, чем продуктовому ритейлу, которому нужны холодильное оборудование, супер-проводка, сложный ремонт. «Единственная сложность, с которой мы сталкиваемся – это вывески. Нам нужно, чтобы магазин был узнаваем. С другой стороны, у нас нет такой проблемы с привлечением трафика. Мы задействуем внутренний маркетинг, наша аудитория привыкла быть в Интернете – мы делаем рассылки, в своих соцсетях размещаем информацию и люди уже знают, что у нас там-то открылся новый магазин, - поделился он опытом. - Плюс у нас не такие большие партии разгрузки. Подъезжает небольшая машина, через входную группу провели погрузку-разгрузку – без проблем». Вместе с тем, Сунцов пояснил, что ориентируется не на турпоток, а на жителей близлежащих домов.
Заместитель директора по развитию ТС «Галамарт» Григорий Лутенко.
Заместитель директора по развитию ТС «Галамарт» Григорий Лутенко призвал до открытия магазина или пункта выдачи в историческом центре понять: для чего ты это делаешь и кто твоя целевая аудитория. Важно также определиться: необходимо просто зарабатывать деньги или сделать флагманский проект. По мнению Лутенко, за исключением нонфуд-ретейла, наибольшим спросом обычно пользуются бутики с уникальными подарками, либо брендами, которые не представлены в небольших городах. Именно тогда туристы, приезжая в большой город, идут на прогулочную улицу и совершают покупки того, чего они не могут найти в своих городках. Именно на развитие таких магазинов делает ставку «Галамарт».

«У нас есть магазины в историческом центре в Екатеринбурге, Саратове, Казани. Но не в классическом понимании, а, например, наш магазин находится внутри ТЦ, расположенного на улице рядом с историческим центром. И там мы еще чувствуем себя хорошо», - поделился он опытом.
Главный художник Казани, заместитель начальника Управления архитектуры и градостроительства Казани - начальник отдела городского дизайна Жанна Белицкая.
Отвечая на вопрос модератору, нужно ли вообще городу, чтобы в историческом центре открывались магазины, главный художник Казани, заместитель начальника Управления архитектуры и градостроительства Казани - начальник отдела городского дизайна Жанна Белицкая подчеркнула: функции должны быть сбалансированы.

Говоря об установке рекламных вывесок в городе, Белицкая сообщила: «С 2014 года у нас в городе реклама и вывески разделились, были внесены изменения в проект благоустройства. И это было болезненно для бизнеса, так как они вступили в силу одним днем». Однако в настоящее время действует рабочая группа с участием предпринимателей для обсуждения насущных вопросов. Появился и художественный совет – коллегиальный орган, который позволяет уйти от единого мнения.

«Необходимы четкие правила, прозрачная процедура, если кто-то свой бизнес начинает, - убеждена она. - Мы составили описание требований к типам вывесок. И на сегодняшний день у нас 90% заявок на согласование вывесок уже подаются без ошибок и согласовываются в течение нескольких дней. Главное требование: мы хотим видеть город, а не только вывески. И на зданиях ОКН они у нас в монохромном исполнении, чаще всего в черном или белом».

Кроме того, продолжила Белицкая, в правилах благоустройства прописаны оформление уличных кафе, внешнее оформление объектов в исторической части (как, например, в Старо-Татарской слободе) и арт-объекты рядом с сооружениями более 1500 кв. м. С 2016 года в городе действует проект, который помогает разработать типовую вывеску для малого и среднего бизнеса. Еще одно удобство состоит в отсутствие бумажного документооборота. «Все подается в электронном виде, и вся информация сразу заносится в базу. А проверки бизнеса возникают в случае, если возникает несоответствие информации, имеющейся в базе, - подытожила она. - Мы уже максимально постарались упростить процесс согласования вывесок. И что огорчает со стороны некоторых представителей бизнеса - нарушают отделку фасадов или, размещая вывеску, делают фасад несбалансированным. Если у кого-то есть какие-то вопросы, то мы всегда готовы встретиться и обсудить».
Итоги сессии
Подводя итоги сессии, Сунцов призвал к диалогу бизнеса и власти. «Если бизнес не понимает планов по развитию региона, ему сложно планировать свои проекты и просчитывать их бизнес-эффект», - убежден он. В свою очередь Ибатуллин поставил в пример руководство Казани, которое открыто к диалогу и действует в партнерском ключе. Лутенко же выразил уверенность: чем более красивый исторический центр, тем больше желание у бизнеса туда встать. «Когда есть выдержанный дизайн-код, повышается трафик возвратности и повышает привлекательность», - считает он.

Под занавес работы сессии Яшенкова выразила надежду, что в будущем в историческом центре появятся новые знаковые объекты ритейла.