При поддержке:
3 июля 2023г
Круглый стол Совета главных архитекторов РФ
Участники
  • Кудряшев Владимир Николаевич
    Заместитель министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан
  • Ракова Марина Владимировна
    Министр градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области
  • Прохорова Елена Николаевна
    Главный архитектор Волгоградской области, председатель комитета архитектуры и градостроительства Волгоградской области
  • Гришунин Олег Викторович
    Директор по правовым и корпоративным вопросам ООО «БЭЛ Девелопмент»
  • Виктория Семенова
    главный архитектор Ханты-Мансийского автономного округа
  • Илья Фомин
    Основатель и руководитель в Медиагруппе «РИМ»
  • Климова Наталия Александровна
    Советник президента Российской Академии архитектуры и строительных наук, руководитель оргкомитета Совета главных архитекторов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований имени А.В.Кузьмина, сооснователь « Архитектурной лаборатории « АК и партнеры»
    Модератор
  • Елизавета Морозова
    Юрист, писатель и исследователь счастья, генеральный директор архитектурно-юридической и строительсной компании «АРТ групп»
«Сохранять нельзя развивать»: Совет главных архитекторов РФ искал, где поставить запятую
Модератор дискуссии Наталия Климова, советник президента РААСН, руководитель Оргкомитета СГА им. А.В. Кузьмина, начала круглый стол Совета главных архитекторов РФ с фразы «Сохранять нельзя развивать». Где здесь поставить запятую? Таким образом она задала тон дискуссии: собравшиеся говорили о том, как найти баланс между новым строительством и сохранением исторического наследия в центре города. Участники обсудили успешные кейсы очень разных с точки зрения исторической среды городов России: Волгограда, Казани, Нижнего Новгорода. Девелоперская компания поделилась болью от поспешного и юридически негибкого решения, принятого в Краснодаре. В итоге все согласились: во фразе выше нельзя ставить запятую. Здесь нужен соединительный союз!
Человек, счастье и город
Началась дискуссия с неожиданной темы — эксперты выслушали лекцию о счастье. Юрист, писатель и исследователь счастья, генеральный директор архитектурно-юридической и строительсной компании «АРТ групп» Елизавета Морозова размышляла о том, что такое счастливый город.
Счастье в городе она изучала с точки зрения нейробиологии — и определяет его как эффективное взаимодействие архитектуры и человека. Основными элементами счастья она называет дух, душу, тело и ценность настоящего. И все это вписывается в ощущение счастья через город: к примеру, для творчества можно использовать культурные центры, для любимого дела — коворкинги и тому подобное.
Затронув тему счастливой среды в городе, Елизавета Морозова перечислила несколько аспектов, которые влияют на ее формирования. Это чувство безопасности (концепция обзора и укрытия), чувство эстетического удовлетворения, архитектура как продолжение природы (к примеру, создание объектов с плавными формами и закругленными углами), физиологическое удобство и возможность общения и уединения. Нейробиологические аспекты, таким образом, можно интегрировать в архитектурную концепцию города.
Кстати, и архитектор, и инвестор, по мнению эксперта по счастью, должны быть счастливыми, создавая свои проекты — и частичку этого ощущения они, таким образом, заложат в результат. А в вопросе о том, место красит человека или человек место, спикер уверенно сообщила, что имеет место взаимное влияние.
«Мы замерли, потому что не знали: это нам или не нам?»
Марина Ракова, министр градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области, озвучила свое решение пунктуационной дилеммы, заданной модератором: нужно «сохранять и развивать».
— Дорога к счастью — это непростой путь согласования и поиска решений. В 1936 году был создан Всесоюзный комитет по делам искусств при СНК СССР, куда входило и Управление по охране памятников. То есть архитекторы и хранители наследия работали рука об руку, формируя, развивая или сохраняя. Ситуация в стране изменилась с выходом 73-го закона, и мы оказались в каких-то случаях по разные стороны баррикад, а в каких-то соратниками. И я хочу рассказать о том, как нам удается все же находить консенсус, — говорила Марина Ракова.
Наглядно на картах спикер показала зоны сохранения наследия в историческом центре Нижнего Новгорода и зоны, в которых возможно строительство. Есть и несколько особых зон, где регулирование идет навстречу здравым концепциям формирования пространства. Управление архитектуры города взяло на себя задачу по созданию условий для сбора поквартальной территории под редевелопмент, потому что бизнесу крайне тяжело самостоятельно делать проекты планировки под такие большие изменения. Параллельно с ним работало Управление по культуре, которое разработало 17 зон охраны. Это позволило методом исключения выделить и зоны под новую застройку. Отдельно эксперт показала преобразование склонов набережной Федоровского: теперь там разбит прекрасный современный парк, террасами спускающийся к улице Рождественская.
— Когда Нижний к своему юбилею совершил такой интенсивный переход в качестве среды, многие жители изменили свое отношение к городу. Один человек мне сказал: «В августе 2021 года мы замерли и потом еще несколько месяцев ждали, потому что не знали: это нам или не нам? Мы не думали, можно ли нам этим пользоваться? Но мы теперь научились, мы это любим». Наверное, в этом и есть главные смыслы нашей работы, наши цели и задачи — развивать и сохранять наши города и их исторические центры, — говорила эксперт.
Дорога к храму, музей и реконструкция набережной: как преобразовывают Волгоград
Елена Прохорова, Главный архитектор Волгоградской области, председатель комитета архитектуры и градостроительства Волгоградской области, представила свой любимый город Царицын-Сталинград-Волгоград, которому уже более 400 лет. Практически все здания были разрушены во время Великой Отечественной войны. Этим обусловлена специфика застройки центра города в едином стиле «сталинского ампира». Фактически центральная часть — одна большая территория объекта культурного наследия, состоящая из разных ансамблей: набережной, аллеи Героев, улицы Мира, улицы Советской и других. Можно ли что-то строить и развивать в условиях таких ограничений?
— Но я поддерживаю позицию, что, сохраняя, нужно развивать, иначе мы потеряем центры наших городов, из них уйдет жизнь — убежденно говорила эксперт.
Более 10 лет назад мы задумались, как не испортить центр города? Тогда при подготовке правил землепользования и застройки Волгограда определили территорию общегородского центра, для которой установили высотный регламент не более 30 метров, что соответствовало самой высокой точке зданий на Аллее Героев, а также необходимость рассмотрения проектных решений на Градостроительном совете. Да, признает эксперт, это был серьезный шаг, но только благодаря этому удалось спасти центральную зону для последующего развития.
— В рамках подготовки к чемпионату мира по футболу, были подготовлены и утверждены основные направления развития клиентских маршрутов и ревитализации центра города.. Главным зданием, душой и сердцем города был определен Храм Александра Невского в завершении Аллеи Героев. Так родилась дорога к храму.
Строительство храма было завершено в 2021г., в год 800-летия Александра Невского. Строили его, восстанавливая исторический облик ранее снесенного объекта, всем миром, на пожертвования населения, коммерческих структур. Вокруг разбили Александровский сад с современными малыми архитектурными формами, который стал излюбленным местом отдыха горожан и гостей Волгограда. Ревитализировали набережную: верхнюю террасу отреставрировали, наполнили новыми современными объектами благоустройства. На нижней расположился амфитеатр, детские и спортивные площадки, появилось качественное озеленение, фонтаны.
Теперь центр города дышит культурой: завершена реконструкция Дворца пионеров 1981 года постройки, ведутся работы по приспособлению бывшего кинотеатра «Победа» для размещения в нем кукольного театра.
После строительства в пойме реки Царицы музея «Россия. Моя история» для реализации второго этапа парка нашелся инвестор, который продолжил идею создания общественных пространств с размещением площадок для проведения городских мероприятий, катка и спусков на склонах. Дан старт развитию третьего этапа поймы с размещением аквапарка, и других объектов, идеи создания которых обсуждались с молодежью. Следующий шаг формирования духовно-мемориального центра - размещение в здании бывшего универмага современного музейно-выставочного пространства.
Главное — должна быть идея, город и регион должны понимать, что нужно строить и где. И тогда в полной мере можно воплощать принцип «Мечтай, критикуй, реализовывай», — заявила Елена Прохорова.
Как в Краснодаре градостроительные регламенты противостоят проекту всемирно известного архитектора
Олег Гришунин, директор по правовым и корпоративным вопросам ООО «БЭЛ Девелопмент», предложил поговорить о регламентах и особенностях реализации проектов в исторической части. Значительная часть деятельности компании связана с центрами городов, «отягощенными» охранными объектами, культурным наследием. Часто девелоперам приходится решать проблемы, возникающие в связи с этим. Спикер приводит в пример Иркутск, где объект ТЭЦ-2 в самом центре города на Ангаре был ранее признан памятником регионального значения. После проведенных глубоких историко-архивных исследований охранный статус был снят и сейчас здесь создается многофункциональный общественный центр.
В Краснодаре в свое время компании достался крупный земельный участок в центре города в возмещение расходов, понесенных по просьбе краевой администрации, для решения проблем обманутых дольщиков. Было много вариантов развития территории. Наконец договорились, что это будет концертный комплекс для Кубанского казачьего хора. Но в марте 2019 года администрация приняла регламент развития центральной части Краснодара с 270 объектами культурного наследия, которую признали историческим поселением федерального значения. В эту зону попали и 400 объектов фоновой застройки, находящихся зачастую в критическом состоянии и не представляющих какой-либо исторической ценности.
— Как нам кажется, это несколько странно для центральной части миллионника. Она была накрыта «свинцовым одеялом» с ограничением высотности от 12 до 18 метров, и все готовящиеся проекты были в один момент остановлены. Мы стали искать пути для диалога и для разработки концепции решили пригласить архитектора с мировым именем - Кенга Кума, который предложил уникальный подход: использование местного колорита, контента, отсылок к реке Кубань, знаменитым краснодарским полям, Царским воротам, элементам одежды кубанских казаков. И что еще было важно — создать внутри квартала зеленые пронизывающие коридоры, сделав его живым местом притяжения для жителей и туристов. Здесь запланированы и выставочная функция, и музей «Фанагории», и бизнес-школа МГУ, и отель. Основным препятствием сейчас становится высотное ограничение. Но специалистам известно, что акустика концертного зала не позволяет сделать его меньше 35 метров. При этом рядом расположились высотные доминанты — 78-метровой отель «Мариотт», ЖК «Центральный» высотой более 60 м. Наша высотность в 54 метра стала бы логичным элементом сложившейся застройки квартала, — рассказывал девелопер.
Сейчас в Краснодаре ждут политического решения, чтобы все-таки сдвинуть проект с мертвой точки, ищут возможности, планируют провести форум с участием всех заинтересованных сторон для поиска путей оптимизации нормативных регламентов в целях реализации уникального проекта, который станет в один ряд со ставшим любимым жителями Кубани Парком «Краснодар».
Ильсияр Тухватуллина, главный архитектор Казани, вступилась за коллег: по ее мнению, «одеяло» было наложено на центр Краснодара, чтобы сохранить историческое наследие и остановить хаотичную застройку. Она уверена, что впоследствии нормы будут смягчаться и приобретать гибкость.
Как трехступенчатое согласование в Казани «дисциплинировало» архитекторов
Владимир Кудряшев, заместитель министра строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан, напомнил: мы родились и взрослели в одном городе, а последние 20 лет живем в новой Казани. По его мнению, разруха наступает не обязательно во время войны, но и если за городом не следить. Эксперт помнит исторический центр, который находился в упадке. На сегодняшний день центр радикально преобразился: ухоженные фасады, правильно выстроенная архитектура.
— В Казани был опыт, когда сносили историческую застройку и ставили на ее месте совершенно неуместные проекты. Их нужно сносить теперь и строить гармонично вписывающиеся в центр проекты. Проблемы исторического центра нужно планомерно решать: они не исчезают сиюминутно, это ежедневная работа. В Казани она была выстроена с 2011 года. Вот уже 12 лет при поддержке Главы Татарстана Рустама Нургалиевича Минниханова и непосредственном участии помощника Раиса Олеси Балтусовой эта работа идет, и мы видим реальные плоды, — напомнил спикер.
Он рассказал, что в Казани действует трехступенчатое согласование проектов в границах исторического центра. В республике много регуляторных документов, в которых все прописано. Сначала проект рассматривается на градостроительном Совете, где его оценивает профессиональное сообщество. Дальше главный архитектор презентует проект на межведомственной комиссии, которую возглавляет мэр, и проекты, которые проходят через эти жернова, идут на межведомственную комиссию во главе с Раисом республики. Эксперт считает, что эту практику можно тиражировать и на другие регионы.
— Да, многие говорят сейчас о том, что надо сокращать административные препоны. Но наша схема себя зарекомендовала. Наши застройщики уже стали предлагать проекты, которые несут правильное соотношение качества и архитектуры! — говорит представитель республиканского Минстроя.
Ильсияр Тухватуллина, главный архитектор Казани, рассуждала о том, что качество среды в городе напрямую зависит от качества диалога между архитектором и застройщиком. И она констатировала, что в Казани результат есть: застройщики заряжены на классные решения, соревнуются между собой, увеличивают насмотренность и сотрудничают с архитекторами. За это главный архитектор поблагодарила застройщиков региона.
— Мы говорили: проектируйте так, чтобы вам самим захотелось жить в этом доме, привезти туда своих детей и родителей, - после этой фразы застройщики начали по-иному работать, — сказала Ильсияр Тухватуллина.
Она уверена, что если застройщик изучает поэтапно историю развития места, архитектор создает более качественный проект.
Как в Югре подружили лес и город
Виктория Семенова, главный архитектор Ханты-Мансийского автономного округа, приехала в Югру из Санкт-Петербурга год назад. Она напомнила: любой город — это организм, ему нужен пульс. А историческая среда — это и место памяти, и место развития, и место, где организуются новые направления на основе действующей идентичности.
По сравнению с Санкт-Петербургом, где исторический центр сформирован более трехсот лет назад, в Ханты-Мансийске его просто нет. Поэтому его приходится по сути выстраивать заново. Виктория Семенова акцентировала внимание на том, что в сибирских городах смыслами развития и их центрами могут стать парки. Кроме того, в Югре реализуется и архитектурный центр с идеями и идентичностями, которые присущи новым городам, выросшим здесь за неполные сто лет. В 1960-х годах в Ханты-Мансийске стояли бараки. А сегодня это благоустроенный город, современный, с новыми домами.
Особенность Ханты-Мансийска — огромное количество особо охраняемых природных территорий, и здесь природа не поглощается зданиями и сооружениями, а дополняет их.
— В Югре лес не пожирает города, а позволяет расти домам, никакого спора между ними нет, все делается очень нюансово, с сохранением каждого листочка. Но вопрос: кем мы завтра хотим стать? Нам надо организовать смысловые истории развития наших населенных пунктов, особенно новых, и создать ту историческую среду, которую мы будем через 10 — 30 лет преумножать и сохранять, — подвела итог Виктория Семенова.
Как не задавить центр города рекламными щитами
Илья Фомин, основатель и руководитель в Медиагруппе «РИМ», дал 5 простых советов о том, как создать эффективную схему рекламных конструкций с пользой для бюджета города и региона и органично вписать их в городскую среду.
1. Больше конструкций не означает большого дохода для города. Количество конструкций должно быть ограничено и соответствовать балансу спроса и предложения на рынке. Переизбыток рекламного инвентаря — это неаккуратно выглядящие конструкции.
2. Важна стабильность схемы рекламных конструкций, ее нужно менять не чаще, чем раз в 5 лет.
3. Не все конструкции должны быть цифровыми. Здесь тоже должен быть баланс спроса и предложения.
4. Необходимо планировать резервации для больших экранов в центре города. Весь центр ими заставлять нельзя — нужно выделять специальные места, которые могут стать точками притяжения. Вспомним Пикадилли, Тайм-Сквер, кинотеатр «Октябрь» в Москве и другие известные в мире локации.
5. В центре может быть либо маленький рекламный щит (пилоны, например, или реклама на остановках), либо очень большой.
Завершая дискуссию, модератор Наталия Климова напомнила фразу: «Архитектура должна начинаться с литературы места».