При поддержке:
3 июля 2023г

Спецсессия Совета главных архитекторов РФ «Новые бренды в исторической среде»

Участники
  • Эльвира Галяутдинова
    Заместитель директора по маркетингу и продажам #Суварстроит
  • Алексей Комов
    Заместитель Городского Головы – главный архитектор города Калуги
    Модератор
  • Сергей Лутченко
    Первый заместитель председателя Комитета градостроительной политики Ленинградской области – главный архитектор Ленинградской области
  • Андрей Максимов
    Председатель Комиссии по территориальному развитию и местному самоуправлению Общественной палаты Российской Федерации, основатель и главный редактор платформы «Живоенаследие.рф»
  • Елена Орлова
    Президент Фонда «Наука.Искусство.Технологии», член Российской Ассоциации профессионалов развития эмоционального интеллекта, эксперт по экономике впечатлений и Soft Skills
  • Илья Фомин
    СЕО Медиагруппы РИМ
  • Алексей Расходчиков
    Председатель Фонда «Московский центр урбанистики» «Город», кандидат социологических наук
  • Александр Седиков
    Директор Ассоциации «Томское проектное объединение», член Общественного Совета по сохранению объектов культурного наследия Томской области, член Союза реставраторов Томской области
    Приглашена к участию
  • Никита Шляхин
    Главный архитектор ООО «БЭЛ Девелопмент»
  • Климова Наталия Александровна
    Советник президента Российской Академии архитектуры и строительных наук, руководитель оргкомитета Совета главных архитекторов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований имени А.В.Кузьмина, сооснователь « Архитектурной лаборатории « АК и партнеры»
    Модератор
  • Ткаченко Владислав Сергеевич
    Исполнительный директор Ассоциации производителей трубопроводных систем

Новые бренды в исторической среде: соперничество vs содружество

На специальной сессии Совета главных архитекторов РФ и муниципальных образований им. Александра Кузьмина «Новые бренды в исторической среде: соперничество vs содружество» в рамках форума «РЕБУС» обсуждали кобрендинг истории и современности в архитектуре города. Участники поделились лучшими кейсами и дали рекомендации, как наиболее уместно вписать современную архитектуру в историческую среду.

Центр как место притяжения
Спецсессию представила модератор Наталия Климова – советник президента Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН), руководитель Оргкомитета СГА им.А.В. Кузьмина, сооснователь и партнер «Архитектурной лаборатории «АК и партнеры». Она подчеркнула, что дискуссия объединила и главных архитекторов, и девелоперов, и проектировщиков – всех тех, кто делает комфортными и дружелюбными города и территории.

По словам Климовой, центральная часть города всегда была и остается местом притяжения как для жителей, так и для гостей: и с точки зрения передвижения, и благодаря удобству для посещения объектов, и по размещению рабочих мест, которые зачастую находятся в пешей доступности.

«Центры городов – важнейшие места в каждом населенном пункте, будь то мегаполис или малый город. Одновременно это средоточие всех возможных интересов и нередко конфликтов. Каким образом они решаются, как сделать исторические центры более привлекательными мы и будем разбираться во время сессии», - анонсировала модератор.

Новые архитектурные бренды - аттракторы для развития города
Работу спецсессии открыл председатель Комиссии по территориальному развитию и местному самоуправлению Общественной палаты Российской Федерации, основатель и главный редактор платформы «Живоенаследие.рф» Андрей Максимов. Он поднял тему появления новых брендов в исторической среде города.

По мнению Максимова, сегодня архитектура играет более заметную роль в нашей жизни, чем это было несколько десятилетий назад. «Если раньше многие могли жить в абсолютно типовой советской застройке и не возмущаться, что мы будто попадаем в фильм “Ирония судьбы или с легким паром”, то сегодня такого рода города оказываются для потребителя абсолютно скучными. Даже традиционная охранная историческая застройка может оказаться не того уровня привлекательности, чтобы люди приезжали, оставались и жили там, даже при наличии работы и заработка», - считает он.

В этой связи неизбежно встает вопрос, чтобы в городской среде появлялись новые бренды, новые архитектурные доминанты. Они становятся аттракторами для развития города, продолжил Максимов. Вместе с тем, такая архитектурная доминанта – всегда самый мощный и одновременно самый спорный метод решения проблемы, который может вызвать раздражение и неоднозначное восприятие горожан. Он привел в пример Эльбскую филармонию (концертный зал Гамбурга), строительство «Лахта-центра» в Санкт-Петербурге и др. «Ни одна новая доминанта без споров не проходит», – констатировал он.

По убеждению Максимова, для достижения успеха в этом направлении нужно работать с гениями места (выдающимися людьми, которые жили в городе, посещали его и т.д.), определенной идеей, привлекать креативных людей к реализации. Через фасады, декор, убранство элементы городской среды можно сделать гораздо более привлекательными.

Глава Комиссии ОП России привел удачные опыты создания архитектурных доминант. Это воссоздание деревянной крепости в самом маленьком городе России Чекалине. Или Боровск в Калужской области, где художник Владимир Овчинников разрисовал стены необычными картинами - сюжетами из истории города, портретами знаменитых людей, с цитатами, философскими высказываниями. В Сольвычегодске таким объектом стал домик, где в политической ссылке находился Сталин. Теперь там гостиница со спальней Сталина и томиком его книги под подушкой. Максимов привел в пример и бульвар Белые цветы в Казани, который он назвал очень интересным проектом. Это образец, как следы нематериального бренда – одноименного романа Абсалямова – воплотили в городском пространстве уже сложившейся застройки.

«Способов работы по созданию новых нематериальных брендов в городской среде достаточно. Это может быть работа с водным пространством или даже геймификация среды с привлечением новых креативных людей, которые могут включиться в проектирование общественных пространств», - предложил он.

Спикер также представил платформу Живоенаследие.РФ, где собрана национальная карта локальных культурных брендов России. «Это уже достаточно мощный ресурс, под 2 млн. уникальных пользователей. Сформированное в рамках проекта сообщество помогает нам постоянно увеличивать количество и качество региональных брендов, имеющих национальное значение. Я надеюсь, платформу можно будет использовать, чтобы в городской среде появилось то, что действительно зацепит не только потенциальных туристов, но и жителей города», - резюмировал он.
Симбиоз истории и инноваций
Заместитель директора по маркетингу и продажам #Суварстроит Эльвира Галяутдинова рассказала о подходах компании к работе в исторической среде. В выступлении «Как создать лучшие практики девелопмента в историческом центре Казани на примере жилого комплекса «Август Астры» она обратила внимание на то, что в Татарстане органы власти и застройщики успешно взаимодействуют друг с другом.
«Татарстан — особенный регион. Здесь застройщики и органы власти находятся в постоянном диалоге, а главный архитектор города Казань Ильсияр Тухватуллина делает так, чтобы объекты были актуальными, стильными и востребованными в ближайшие годы. Одним из таких проектов смело можно назвать жилой комплекс «Август Астры», который стал якорем развития нового центра города», - отметила она.
Кроме того, особенность состоит еще и в том, что в Казани основными законодателями моды являются несколько застройщиков, между которыми отношения характеризуются как добрая конкуренция, с перениманием лучших практик.
По словам Галяутдиновой, необходимость сохранения исторического облика не препятствует появлению эффектных проектов. Более того, отличительной чертой республики является симбиоз истории и инноваций.
«Казань и республика в целом двигается в правильном направлении, сохраняя культуру и при этом внедряя самые современные решения», - подчеркнула она.
Спикер презентовала компанию #Суварстроит, входящую в Топ-100 федеральных застройщиков и занимающую первое место по объему текущего строительства в Татарстане.
«Мы застраиваем разные территории – от исторического центра до новых территорий в пригороде. Поэтому в нашем портфеле есть как проекты точечной застройки, так и комплексного освоения территории», – рассказала она.
Говоря о подходе, применяемом при возведении домов в историческом центре на примере жилого комплекса «Август Астры» (отсылка к одноименному стихотворению Цветаевой), Галяутдиновой подчеркнула, что основной целью было создание дома в историческом центре Казани, который стал бы якорем для развития нового центра города.

По ее словам, концепция застройки была разработана под руководством экс-главного архитектора Барселоны Хосе Асебильо. В проектах он сохраняет исторические и культурные особенности пространства, обогащая их инновационными решениями. Проект «Август Астры» представляет из себя жилой дом элитного класса по ул.Островского Вахитовского района Казани. Проект совмещает в себе несколько функций – деловой центр, общественное пространство и частная территория (два жилых дома разной этажности – 5 и 7 этажей на 30 квартир клубного формата).
Так, дом построен с учетом современных стандартов проектирования, формирующих комфортные условия проживания: авторские лобби, высота потолков — более 3 метров, закрытая придомовая территория с двором-садом, площадками для детей и занятий спортом, лифты со спуском на парковку, террасы, в некоторых квартирах камины.

Хороший проект не получится без коммуникации с конечным потребителем, так что строить нужно в диалоге с жителями, убеждена она: «Свои проекты мы создаем для людей, поэтому в первую очередь ориентируемся на потребности будущих жильцов».
В частности, в ходе глубинных интервью обозначился запрос покупателя на большие квартиры в этой части города, желание оставить достойное наследие и подчеркнуть собственную уникальности.
«Жилой комплекс «Август Астры» – симбиоз мужского и женского начал. Оригинальное название стало важным способом продвижения проекта», - поделилась Галяутдинова.
В итоге успешный кейс стал победителем федеральной премии Urban Awards 2021 в сегменте элитного жилья среди региональных проектов, стал первым проектом, построенным по проектному финансированию, и был признан одной из лучших практик в стране по применению стандартов ДОМ.РФ (83% при среднем показателе по России в 75%).

Реконструировать объекты культурного наследия или развивать территорию?
Первый заместитель председателя Комитета градостроительной политики Ленинградской области – главный архитектор Ленинградской области Сергей Лутченко подчеркнул, что проблемы регионов, в том числе, в историческом центре, плюс-минус примерно одинаковые. Важным становится выбор: реконструировать объекты культурного наследия или развивать территорию. «Я как главный архитектор убежден, что нужно развивать территорию. Если откатываться назад, не факт, что станет лучше, необходима золотая середина. С точки зрения девелопмента, привлечения современной архитектуры, необходимо опираться на общественное и экспертное мнение», – убежден он.

В своем докладе «Новые бренды в исторической среде» Лутченко рассказал, что на недавнем заседании областного правительства были представлены концепции победителей конкурса мастер-планов исторических поселений и городов. Они получили одобрение губернатора Ленинградской области и членов правительства для дальнейшей реализации в течение двух лет. Докладчик задался риторическим вопросом: чем так плоха современная архитектура и почему комфортные с точки зрения высотности, функциональности здания не могут появляться внутри исторических городов при условии профессионального общественного обсуждения. «Мое мнение – именно так должна развиваться застройка. Не нужно приостанавливать работы на исторических территориях», - убежден он.

Основной болью Лутченко считает исторические малые города, которые не располагают большими бюджетами. В пример он привел село Старая Ладога с памятником архитектуры регионального значения Рига Шварца. Это муниципальный объект, и на торгах в течение пяти лет на него никто не хочет прийти. Это связано с тем, что при покупке объекта все тяготы судьбы его сохранности перейдут частному лицу. При том, что предыдущий функционал объекта, который был скотным двором, современные реалии уже не требуют. Если не привлечь инвестора, буквально через пять лет сохранившиеся элементы уникального объекта полностью разрушатся, а там могла бы сформироваться интересная художественная галерея или город мастеров.

Еще одну проблему, возникающую в связи с внедрением ФЗ-73 в части защитных зон объектов культурного наследия, он проиллюстрировал на примере церкви Николая Чудотворца в деревне Согиницы, которая считается редчайшим в стране шатровым храмом. Есть в комплексе и новый, но не диссонирующий объект. В связи со вступлением в силу закона, охранные зоны наложились на небольшую часовню, которая была построена на приграничной территории. В этой связи встает вопрос - оставлять ли новый объект или сносить. В целом, по его словам, в законодательстве довольно много противоречивых пунктов, которые можно и нужно синхронизировать и оптимизировать.

Исторический центр не должен превращаться в музей
Председатель Фонда «Московский центр урбанистики «Город», кандидат социологических наук Алексей Расходчиков предложил рассматривать город в контексте среды жизнедеятельности человека, а не просто абстрактного пространства. Он представил выступление «Обновление исторической среды городов». «То, что мы создаем среду, которая на нас в дальнейшем сильно влияет, мы можем видеть каждый день», - подчеркнул он.

Историческая среда уникальна и сложно воспроизводима. «Любой город всегда историчен – это чья-то память, здесь кто-то встречался, был счастлив. Многие регионы беспокоятся, что уезжает молодежь. Но проблема не в том, что она уезжает, а в том, что она не возвращается. А куда возвращаться, если на малой родине не оставется ничего, что вам дорого и вызывало бы отклик, если историческое наследие разрушается, а общественные места находятся в плачевном состоянии?», - поднял он серьезный вопрос. При этом, по убеждению спикера, историческая среда – уникальная ценность, которую практически невозможно чем-то заменить.

Даже воспроизведенные новые здания не откликаются так, как подлинные исторические объекты, убежден Расходчиков. «Москва вкладывает огромные средства в инфраструктуру гостеприимства. Но Петербург как собирал, так и будет собирать несколько десятков миллионов туристов ежегодно, хотя он менее благоустроен и комфортен с точки зрения среды. Это феномен исторического наследия, не до конца нам понятный, если честно», - отметил он.

Эксперт обозначил две основные проблемы исторического наследия: музеефикацию и обезлюживание. Исторический центр не должен превращаться в музей, средоточие офисов и чиновничьих учреждений. «Туристы приезжают посмотреть не только город. Город без людей не интересен», - подчеркнул он. Вторая проблема – историческая среда должна быть живой. А когда исторический объект стоит условно в поле и вокруг ничего – ни лавочки, ни газончика, это не работает.

Расходчиков присоединился к позиции предыдущих экспертов, что историческая среда всегда подразумевает конфликт. Классический пример – Эйфелева башня в Париже. «Да, получилось хорошо. Но конфликт был серьезный», - напомнил он. По словам эксперта, чтобы минимизировать подобные конфликты, нужно проводить исследования, чтобы точно понимать: что можно менять в реконструируемом объекте, а что нельзя трогать, потому что это дорого людям.

Затронул он и тему брендинга территорий. «У нас часто пытаются создать бренды на пустом месте, исходя просто из чьей-то фантазии. Поэтому так много неудачных попыток брендирования. Бренд, который не воспринимается жителями, не будет жить и работать. Люди должны в этом участвовать, образы и смыслы должны находить эмоциональный отклик у жителей. Важно учитывать и природные богатства территории и значимых людей – такие живые, очеловеченные бренды лучше воспринимаются людьми. Но подобная работа требует серьезных исследований, а не просто «опросиков» для галочки – резюмировал Алексей Расходчиков.
Сохранить и преумножить наследие
Главный архитектор ООО «БЭЛ Девелопмент» Никита Шляхин убежден, что каждый элемент городской застройки влияет на ее восприятие, сохраняя или разрушая наследие эпохи. «По моему мнению, город является живым организмом. Неизбежно для полноценного развития городу требуется создание новых архитектурных объектов. Самые ценные объекты проходят через фильтр времени. Задача девелоперов – сохранить и преумножить наследие, бережно вписывая новый объект в сложившуюся архитектурную среду», - подчеркнул он, представляя выступление «Перспективы застройки в сложившейся инфраструктуре и особенности реализации проектов в исторической части городов».

На примере кейсов «БЭЛ Девелопмент» Шляхин продемонстрировал ключевые принципы, которыми руководствуются в компания для того, чтобы вписывать новые объекты в исторические центры. Один из проектов – многофункциональный комплекс «Теннисный клуб «Спартак» в Калининграде. Для работы над проектом был выбран архитектурный образ, соответствующий существующей в регионе архитектуре крепостей. Переосмысление кирпичной кладки, узких окон и круглых башен фортов позволили создать текущую архитектуру. В основе концепции будущего комплекса лежит исторически сложившая градостроительная линия: теннисные корты на этом участке функционировали еще в 30-х годах ХХ в., и эта функция будет сохранена. Предполагается строительство семи открытых и четырех закрытых кортов, а также наличие фитнес-оператора, гостиницы с рестораном, бизнес-центра и предприятия розничной торговли. По словам спикера, строящийся объект получил высокую оценку архитектурного сообщества, профильных ведомств Правительства Калининградской области и успешно прошел градостроительный совет.

Еще один кейс – клубный комплекс резиденций «Маяковский» в самом центре Новосибирска, в непосредственной близости от объекта культурного наследия – аптеки, построенной в начале прошлого века. Благодаря, в том числе, правильно подобранным материалам новое здание сформировало единый ансамбль с краснокирпичным зданием аптеки. Также в фасадах ЖК использовано сочетание красного и белого цветов, характерное для многих зданий в центре Новосибирска.
А при реализации клубного дома «Долгоруковская, 25» в Москве, где жили великие художники и композиторы, девелопер постарался максимально вписаться в существующую застройку. В процессе строительства застройщик выявил и за собственные средства отреставрировал объект культурного наследия – главный дом городской усадьбы Марии Шиллер, одноэтажный деревянный дом дореволюционной постройки. В настоящее время объект успешно адаптирован под современный функционал и используется для размещения ресторана.

Нужно нащупать генетический код
Заместитель городского головы – главный архитектор города Калуги Алексей Комов сосредоточился на самобытности родной локации. По его словам, команда главарха собрала и использует в своей работе «набор калужской самобытности»: героическая, классическая, космическая, народная, природная. В частности, космическая самобытность связана с личностью гения места, Константином Циолковским. Большую часть жизни и большинство открытий он сделал именно в Калуге и был похоронен здесь, где недалеко от места захоронения в 1967-м был открыт первый в мире музей истории космонавтики, шедевр советского модернизма.

На основе исследований исторических стилей, городской идентичности идет постоянная работа над брендингом и его внедрением в среду, уточнил Комов. Для Калуги, как колыбели космонавтики, празднование 60-летия первого полета человека в космос в 2021 году стало особо выдающимся событием, совпавшим в один год с 650-летним юбилеем самого города. К юбилейным датам в столице Калужской области была проведена большая реставрационная работа, в том числе и с объектами эпохи СССР, связанных с космосом. Так, был отреставрирован монументальный комплекс 600-летия Калуги наряду с восстановлением исторических декоративных панно и мозаичных рельефов на городских фасадах и даже воссозданием советских неоновых вывесок. Новейшим флагманским объектом стала грандиозная вторая очередь Музея истории космонавтики, открытая к «космическому юбилею». «Важная задача главного архитектора – выявлять смыслы, укрепляя самобытность от события к пространству», - заявил докладчик.

Комов согласился с мыслью коллеги из Ленинградской области. «Как строить в исторической среде, когда зачастую от этой среды ничего не осталось? Нужно не обнулять и строить заново, а скрупулезно выявлять генетический код и перезагружать его на новом этапе истории, - убежден он. – Образ города – краеугольное понятие. Он должен быть визуально проявлен и осязаем, что называется «на кончиках пальцев». Тогда внутри этой парадигмы из пространства и форм рождается самосознание города и та самая среда, по которой мы отличаем наши русские города, а не просто набор типовых кубиков Lego без корней и будущего».

Ошибка в строительстве в центре города сродни расстрелу
Директор Ассоциации «Томское проектное объединение», член Общественного совета по сохранению объектов культурного наследия Томской области, член Союза реставраторов Томской области Александр Седиков затронул вопрос качества архитектуры в центрах городов. По его словам, самые популярные сейчас архитектурные объекты когда-то воспринимались местными жителями в штыки. Такую реакцию, например, встретило уже упоминавшееся строительство Эйфелевой башни в Париже. А сейчас это самое фотографируемое архитектурное сооружение в мире, являющееся брендом всей Франции. Танцующий или «пьяный» дом в Праге также вызывал недовольство горожан, а сейчас к нему не подступишься из-за толпы туристов. «Во всех этих ситуациях объекты спасала высококачественная архитектура», - считает он.

В Томске достаточно большое количество объектов культурного наследия. В центре же города такая ситуация: шаг влево – шаг вправо сродни расстрелу. И архитектор ходит, как по минному полю. «Качество строительных работ у нас на достаточно высоком уровне, все успешные объекты в нашем историческом центре делались по драконовским регламентам», - говорит Седиков. В целом же новая архитектура, если она качественная, прекрасно вписывается в контекст города и исторического центра, в том числе, подчеркивает он.

По словам спикера, качество архитектуры зависит прежде всего от архитектора, его профессионализма, а результат, кроме того, от доброй воли заказчика и, что не менее важно, опыта и профессиональных навыков управленцев. Он также заострил внимание на отсутствии нормально работающего градостроительного совета в Томске.
Частный бизнес берет на себя ношу сохранения исторического наследия
Президент Фонда «Наука.Искусство.Технологии», член Российской Ассоциации профессионалов развития эмоционального интеллекта, эксперт по экономике впечатлений и Soft Skills Елена Орлова поделилась интересным кейсом приобретения дачи купца Сорокина под Тутаевом – уникального памятника деревянного зодчества в мавританском стиле. Ураганом 2010 года это здание было разрушено. Фонд приобрел его детали, сохранившиеся предметы интерьера, при участии специалистов сделал научное описание. Сейчас в планах Фонда воссоздать удивительный, редкий объект и сделать в нем музей промышленного дизайна. В настоящее время идет поиск места, где можно воссоздать дачу.

Орлова также рассказала об успешном опыте Костромы, где на базе старых дебаркадеров за частные средства создали отель и ресторан – отдельную точку бизнеса. «Те объекты, которые мы сохраняем в городах, должны жить, а не просто быть музеефицированы. Если люди приходят туда, это в принципе должен кто-то содержать. Бюджеты городов не всегда выдерживают эту нагрузку. Бизнесмены берут на себя эту ношу сохранения наследия», - пояснила она.

Спикера очень удивляет, что в огромном количестве городов на Волге нет дебаркадеров. При этом очень многих людей тянет к реке, так что практику Костромы вполне могут перенять и в других регионах, убеждена Орлова.

Общим итогом дискуссии стал вывод, что новыми брендами и точками притяжения на территории могут быть как исторические объекты, так и новые архитектурные внедрения, если во главу угла поставлены качество, профессионализм и уважение к памяти места.