Первые агломерации в нашей стране начали формироваться ещё во времена Советского Союза, а дальнейшее развитие эти тенденции, связанные с ростом значения городов и влияния урбанизированный территорий, получили уже в новой России.
Агломерационный процесс идёт волнообразно, его интенсивность зависит от многих факторов, в числе которых можно выделить развитие транспортной инфраструктуры, напрямую влияющую на маятниковую миграцию, являющуюся, в свою очередь. одним из основных признаков этого явления.
В принятом в 2014 году Федеральном законе «О стратегическом планировании» (№172-ФЗ от 28.06.2014) были обозначены основные ориентиры, а в 2019г. в «Стратегии пространственного развития Российской Федерации» впервые законодательно введены понятия крупной и крупнейшей агломераций.
В 2020 году Минэкономразвития подготовило пакет законопроектов, направленных на правовое регулирование развития городских агломераций и совершенствование правовых механизмов межмуниципального сотрудничества. В состав пакета были включены проект федерального закона "О городских агломерациях" и два законопроекта, призванные скорректировать смежные законы и внести изменения в Гражданский кодекс РФ в связи с развитием межмуниципального сотрудничества в агломерациях. Пакет не был утверждён.
Как дальше будет развиваться процесс институциализации понятия «агломерация» в России? И является ли некомплексность законодательного регулирования агломерационного строительства блокирующим фактором для реализации проектов развития агломераций, совершенствования моделей управления?
Обсудим с экспертами практики российских регионов и примеры из дружественных стран.