Форум Ребус

Исторический центр не должен превращаться в музей

Председатель Фонда «Московский центр урбанистики «Город», кандидат социологических наук Алексей Расходчиков предложил рассматривать город в контексте среды жизнедеятельности человека, а не просто абстрактного пространства. Он представил выступление «Обновление исторической среды городов». «То, что мы создаем среду, которая на нас в дальнейшем сильно влияет, мы можем видеть каждый день», - подчеркнул он.


Историческая среда уникальна и сложно воспроизводима. «Любой город всегда историчен – это чья-то память, здесь кто-то встречался, был счастлив. Многие регионы беспокоятся, что уезжает молодежь. Но проблема не в том, что она уезжает, а в том, что она не возвращается. А куда возвращаться, если на малой родине не оставется ничего, что вам дорого и вызывало бы отклик, если историческое наследие разрушается, а общественные места находятся в плачевном состоянии?», - поднял он серьезный вопрос.

При этом, по убеждению спикера, историческая среда – уникальная ценность, которую практически невозможно чем-то заменить.


Даже воспроизведенные новые здания не откликаются так, как подлинные исторические объекты, убежден Расходчиков.

«Москва вкладывает огромные средства в инфраструктуру гостеприимства. Но Петербург как собирал, так и будет собирать несколько десятков миллионов туристов ежегодно, хотя он менее благоустроен и комфортен с точки зрения среды. Это феномен исторического наследия, не до конца нам понятный, если честно», - отметил он.


Эксперт обозначил две основные проблемы исторического наследия: музеефикацию и обезлюживание. Исторический центр не должен превращаться в музей, средоточие офисов и чиновничьих учреждений.

«Туристы приезжают посмотреть не только город. Город без людей не интересен», - подчеркнул он.

Вторая проблема – историческая среда должна быть живой. А когда исторический объект стоит условно в поле и вокруг ничего – ни лавочки, ни газончика, это не работает.


Расходчиков присоединился к позиции предыдущих экспертов, что историческая среда всегда подразумевает конфликт. Классический пример – Эйфелева башня в Париже.

«Да, получилось хорошо. Но конфликт был серьезный», - напомнил он. По словам эксперта, чтобы минимизировать подобные конфликты, нужно проводить исследования, чтобы точно понимать: что можно менять в реконструируемом объекте, а что нельзя трогать, потому что это дорого людям.


Затронул он и тему брендинга территорий. «У нас часто пытаются создать бренды на пустом месте, исходя просто из чьей-то фантазии. Поэтому так много неудачных попыток брендирования. Бренд, который не воспринимается жителями, не будет жить и работать. Люди должны в этом участвовать, образы и смыслы должны находить эмоциональный отклик у жителей. Важно учитывать и природные богатства территории и значимых людей – такие живые, очеловеченные бренды лучше воспринимаются людьми. Но подобная работа требует серьезных исследований, а не просто «опросиков» для галочки – резюмировал Алексей Расходчиков.