Форум Ребус

Новые архитектурные бренды - аттракторы для развития города 


Работу спецсессии открыл председатель Комиссии по территориальному развитию и местному самоуправлению Общественной палаты Российской Федерации, основатель и главный редактор платформы «Живоенаследие.рф» Андрей Максимов. Он поднял тему появления новых брендов в исторической среде города.


По мнению Максимова, сегодня архитектура играет более заметную роль в нашей жизни, чем это было несколько десятилетий назад.

«Если раньше многие могли жить в абсолютно типовой советской застройке и не возмущаться, что мы будто попадаем в фильм “Ирония судьбы или с легким паром”, то сегодня такого рода города оказываются для потребителя абсолютно скучными. Даже традиционная охранная историческая застройка может оказаться не того уровня привлекательности, чтобы люди приезжали, оставались и жили там, даже при наличии работы и заработка», - считает он.


В этой связи неизбежно встает вопрос, чтобы в городской среде появлялись новые бренды, новые архитектурные доминанты. Они становятся аттракторами для развития города, продолжил Максимов.

Вместе с тем, такая архитектурная доминанта – всегда самый мощный и одновременно самый спорный метод решения проблемы, который может вызвать раздражение и неоднозначное восприятие горожан. Он привел в пример Эльбскую филармонию (концертный зал Гамбурга), строительство «Лахта-центра» в Санкт-Петербурге и др.

«Ни одна новая доминанта без споров не проходит», – констатировал он.


По убеждению Максимова, для достижения успеха в этом направлении нужно работать с гениями места (выдающимися людьми, которые жили в городе, посещали его и т.д.), определенной идеей, привлекать креативных людей к реализации. Через фасады, декор, убранство элементы городской среды можно сделать гораздо более привлекательными.


Глава Комиссии ОП России привел удачные опыты создания архитектурных доминант. Это воссоздание деревянной крепости в самом маленьком городе России Чекалине. Или Боровск в Калужской области, где художник Владимир Овчинников разрисовал стены необычными картинами - сюжетами из истории города, портретами знаменитых людей, с цитатами, философскими высказываниями. В Сольвычегодске таким объектом стал домик, где в политической ссылке находился Сталин. Теперь там гостиница со спальней Сталина и томиком его книги под подушкой. Максимов привел в пример и бульвар Белые цветы в Казани, который он назвал очень интересным проектом. Это образец, как следы нематериального бренда – одноименного романа Абсалямова – воплотили в городском пространстве уже сложившейся застройки.


«Способов работы по созданию новых нематериальных брендов в городской среде достаточно. Это может быть работа с водным пространством или даже геймификация среды с привлечением новых креативных людей, которые могут включиться в проектирование общественных пространств», - предложил он.


Спикер также представил платформу Живоенаследие.РФ, где собрана национальная карта локальных культурных брендов России.

«Это уже достаточно мощный ресурс, под 2 млн. уникальных пользователей. Сформированное в рамках проекта сообщество помогает нам постоянно увеличивать количество и качество региональных брендов, имеющих национальное значение. Я надеюсь, платформу можно будет использовать, чтобы в городской среде появилось то, что действительно зацепит не только потенциальных туристов, но и жителей города», - резюмировал он.