Константин Макаревич, партнёр, руководитель практики инфраструктуры и ГЧП АО «Лучший выбор» (Better Chance), обсуждал конкретные проблемы подготовки и реализации механизма ГЧП в применении к историческому наследию. По его словам, применение ГЧП именно к этим объектам — яркий тренд последних лет. Со стороны банков и инвесторов есть большой запрос на реализацию структурирования этих процессов. Но, во-первых, большинство таких инициатив недостаточно проработаны, а во-вторых, на региональном и муниципальном уровне в большинстве мест России пока еще не чувствуется большого внимания к объектам культурного и исторического наследия.
— Однако рынок интересуется такими проектами, — рассказывал Макаревич. — Уже есть запрос и от системных инвесторов, которым интересно изучить запуск таких проектов. Но нужно, с учетом сложности окупаемости и долгих сроков реставрации, обеспечить инвестору стабильность нормативных условий регулирования деятельности на уровне всего жизненного цикла проекта. Нужно разработать соглашение о защите вложений, отразить в нем риски.
Нормативная база, по мнению Константина Макаревича, в России достаточно хорошо разработана. Но в реализации проектов ГЧП остаются сложности, моменты, которые надо доработать. Так, для них в работе с объектами ОКН можно сделать ряд исключений, внести изменения в процедурную часть, упростить содержательные аспекты — например, закрепить в механизме ГЧП институт операторского контракта, чтобы и банки, и финансирующие организации могли легче входить в такие проекты.
Кроме того, механизм ГЧП по-прежнему еще очень сложен, на «запуск маховика» тратится много времени и усилий. Еще одна проблема — команда, которая будет реализовывать проект. Не все регионы могут похвастаться высокими компетенциями в сфере ГЧП и механизмом отлаженным работы с инвесторами (к примеру, в Татарстане есть Агентство инвестиционного развития, но это очень редкий для региона случай). Нужно работать над пополнением кадрового резерва в регионах, который мог бы работать над подготовкой и согласованием проектов.
Проблема отсутствия сформированного рынка операторов тоже стоит во всех регионах. Эксперт обратил внимание собравшихся на то, что проектами в сфере развития исторических территорий нужно грамотно управлять — и это касается не только, собственно, реконструкции здания, но и грамотного управления окупаемостью проекта в будущем.
— Однако рынок интересуется такими проектами, — рассказывал Макаревич. — Уже есть запрос и от системных инвесторов, которым интересно изучить запуск таких проектов. Но нужно, с учетом сложности окупаемости и долгих сроков реставрации, обеспечить инвестору стабильность нормативных условий регулирования деятельности на уровне всего жизненного цикла проекта. Нужно разработать соглашение о защите вложений, отразить в нем риски.
Нормативная база, по мнению Константина Макаревича, в России достаточно хорошо разработана. Но в реализации проектов ГЧП остаются сложности, моменты, которые надо доработать. Так, для них в работе с объектами ОКН можно сделать ряд исключений, внести изменения в процедурную часть, упростить содержательные аспекты — например, закрепить в механизме ГЧП институт операторского контракта, чтобы и банки, и финансирующие организации могли легче входить в такие проекты.
Кроме того, механизм ГЧП по-прежнему еще очень сложен, на «запуск маховика» тратится много времени и усилий. Еще одна проблема — команда, которая будет реализовывать проект. Не все регионы могут похвастаться высокими компетенциями в сфере ГЧП и механизмом отлаженным работы с инвесторами (к примеру, в Татарстане есть Агентство инвестиционного развития, но это очень редкий для региона случай). Нужно работать над пополнением кадрового резерва в регионах, который мог бы работать над подготовкой и согласованием проектов.
Проблема отсутствия сформированного рынка операторов тоже стоит во всех регионах. Эксперт обратил внимание собравшихся на то, что проектами в сфере развития исторических территорий нужно грамотно управлять — и это касается не только, собственно, реконструкции здания, но и грамотного управления окупаемостью проекта в будущем.